Вы здесь

Экспертное заключение

Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на основании запроса Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области, в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26.09.1997 № 125 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», положениями ст. 48 Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации», подпунктом 30.11 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», Положением об Экспертном Совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области, утвержденным приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 19.08.2009 № 124, провел государственную религиоведческую экспертизу в отношении Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики. В соответствии с п. 10 «Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы: 1. Является ли древлеправославие старопоморского (федосеевского) согласия религией. 2. Достоверны ли сведения об основах вероучения Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» и соответствующей ему практики, представленной в документах организации. 3. Соответствует ли Организация требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Для подготовки ответов на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были предоставлены следующие документы: 1. Копия распоряжения Управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Курской области от 08.10.2012 № 478-р на 2 л. в 1 экз. 2. Копия заявления о государственной регистрации некоммерческой организации при её создании по форме РН0001 на 3 л. в 1 экз. 3. Копии сведений об учредителях некоммерческой организации – физических лицах на 13 л. в 1 экз. 4. Копии сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации на 2 л. в 1 экз. 5. Копия сведений о видах экономической деятельности на 1 л. в 1 экз. 6. Копия протокола Учредительного собрания организации от 30.08.2012г. на 2 л. в 1 экз. 7. Копия списка участников организации на 1 л. в 1 экз. 8. Копия справки Гирьянского сельсовета Беловского района Курской области от 30.08.2012 № 149 на 1 л. в 1 экз. 9. Копия сведений об основах вероучения и соответствующей ему практики на 2 л. в 1 экз. 10. Копия сведений об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа – Совета на 2 л. в 1 экз. 11. Копия Устава Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» на 5л. в 1 экз. При проведении экспертизы были установлены обстоятельства, имеющие значение для её результатов – в частности, дефицит информации в представленных документах, касающихся истории древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия. В силу этого Экспертный Совет на заседании 17 октября 2012 года счел необходимым: а) расширить подлежащий изучению перечень материалов, касающийся истории древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия. Для проведения исследования было использовано издание: Апанасенк А.В. «Старая вера в Центральном Черноземье XVII – начало XX века»:монография. Курский государственный университет, 2008. б) привлечь в качестве эксперта для проведения исследования доктора исторических наук А.В. Апанасенка для составления заключения о древлеправославных христианах старопоморского (федосеевского) согласия на территории Курской области. в) направить (по согласованию) членов Экспертного Совета для личного ознакомления с деятельностью Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» с последующим докладом на заседании Экспертного Совета. Задачи были выполнены, дополнительная информация получена. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ Направление древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) возникло в конце XVII- начале XVIII столетий на северо-западе европейской части России среди старообрядцев-крестьян и посадских. Основателем первой общины федосеевцев был бывший дьякон деревни Крестецкий Ям, близ Новгорода, Феодосий Васильев (1661—1711) из рода бояр Урусовых. Федосеевское согласие оформилось в начале 90-х годов 17в. На Новгородсих Соборах было сформулировано учение о бытии Церкви во времена царствования духовного антихриста. Впоследствии учение федосеевцев восприняли поморцы. С самого своего выделения федосеевцы отличались непримиримостью к государству и строгим аскетизмом. Они отрицали моление за царя и еретический, а также неведомый православной вере «безсвященнословный брак», так как считали, что наступило Царство Антихриста и продолжение рода человеческого преступно: «…Брачное супружество совершенно отвергать законополагаем, потому что по грехом нашим в таковая времена достигохом, в ня же православнаго священства в конец по благочестию лишились.». Интересную интерпретацию имеет учение о причастии. В виду того, что литургию федосеевцы служить не могут за неимением священства, было принято богословское обоснованное суждение, что истинный верующий причащается незримо ангелами во время молитвы и богослужения. Со второй половины XVIII столетия федосеевцы постепенно становятся самым многочисленным и влиятельным направлением в беспоповстве, выражавшим в первую очередь настроения и интересы выходцев из деревни, вовлечённых в новые, капиталистические отношения. Их центром с 1771 года становится община Преображенского кладбища в Москве, основателем и первым наставником которой был И. А. Ковылин (1731—1809), богатый торговец и промышленник, родом из крестьян. Руководители общины выкупали крестьян, принявших учение федосеевцев, также часто община принимала и укрывала беглых крепостных, особенно женщин. Большинство же членов общины работали на хлопчатобумажных мануфактурах в Лефортово и жили там же. В первой половине XIX века руководство федосеевцев находится у крупных предпринимателей и промышленников — Е. Ф. Гучкова, Зиминых и других. Вероучение постепенно утрачивает свою радикальную религиозную направленность. Социальная дифференциация постепенно привела к выделению самостоятельных организаций — рижских и польских федосеевцев («новожёнов»), признававших брак, заключаемый простецом — и входивших в «согласие» — аристовцев и кондратьевцев, требовавших соблюдения суровых аскетических норм. Часть федосеевцев, тяготившихся безбрачием, перешла в поморские общины брачного согласия, а некоторые — в единоверие. Во второй половине XIX столетия федосеевцы перестают играть руководящую роль в беспоповстве и постепенно превратились в достаточно закрытую, замкнутую религиозную организацию. В настоящее время федосеевцы проживают в России (главным образом в её центральных областях), а также в странах Прибалтики. Число федосеевцев не уменьшается, а в местах традиционного проживания даже имеет небольшую тенденцию к росту. Миссионерской деятельности федосеевцы не ведут, но приветствуют возвращение в лоно Церкви потомков федосеевских родов. Большие зарегистрированные общины существуют в Москве (Преображенское кладбище) и Казани, численность прихожан – несколько сотен человек. Еще несколько общин существуют в местах традиционного проживания старопоморцев, например, в Тонкинском районе Нижегородской области. Незарегистрированных общин, то есть самоорганизованных религиозных групп, гораздо больше. Сами федосеевцы называют цифру в 200-300 групп, потому что выпускаемый в трехстах экземплярах церковный календарь, который обычно покупается один на общину, расходится по России и в странах Прибалтики без остатка. Отличительной конфессиональной особенностью древлеправославия старопоморского (федосеевского) согласия является оригинальное истолкование христианского вероучения, которое воспринимается последователями как истинное вероучение. Основой вероучения древлеправославных старообрядцев-старопоморцев (федосеевцев) выступают православные канонические тексты в том виде, в котором они существовали до середины XVII века. Для данного религиозного направления характерно категорическое неприятие реформ 17 века в Русской православной Церкви, следствием которого стало убеждение верующих федосеевцев в исчезновение «истинного священства», отказ от услуг священнослужителей, выполнение религиозных обрядов мирянами. Присутствие старопоморцев-федосеевцев на территории Курской губернии зафиксировала специально созданная в 1812 году правительственная комиссия (см.: Танков А.А. Сведения о так называемых старообрядцах в курской губернии в 1812 г.//Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. 1888. №37. С.593 – 600), а также последующие переписи старообрядцев (Танков А.А. Из истории раскола в Курской епархии // Прибавление к Курским епархиальным ведомостям. 1898. № 15, 17. – С.146 – 152, 173 – 178; ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Ед.хр. 5426, 6781; Ф.4. Оп.1 Ед.хр. 154). Сведения о проживании древлеправославных старообрядцев-старопоморцев (федосеевцев) в с. Камышном Беловской Волости Суджанского уезда Курской губернии, наличии у них молитвенного помещения и выполнении ими ряда религиозных обрядов имеются в местной «Церковно-приходской летописи» 1872г. (см.: Церковно-приходская летопись села Камышного Христорождественской церкви Суджанского уезда // Курские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1872. №2. С.99-110). Кроме того, архивные материалы дают сведения о том, что в 1911г. старообрядцами старопоморского согласия с. Камышное было подано прошение в Курское губернское правление о постройке отдельного молитвенного дома. Согласно имеющимся в соответствующем деле данным, на тот момент в с. Камышное проживало 449 старообрядцев-старопоморцев (Ф.33. Оп. 2. Ед. хр. 14878). Таким образом, говоря о древлеправославии старопоморского (федосеевского) согласия в с. Камышное Беловского района Курской области, можно признать указанное религиозное сообщество традиционным для данной местности. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Перед Экспертным Советом были поставлены следующие вопросы: Вопрос 1. Является ли древлеправославие старопоморского (федосеевского) согласия религией. Религия (от лат. religare – «восстановление связи») – это «система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основаны на вере в существование Бога (богов, духов) то есть определенной разновидности сверхъестественного». Религию можно определить как систему представлений, настроений и действий. Религиозная система включает в себя: религиозное сознание, религиозные институты, религиозную деятельность, религиозные отношения. Рассмотрим вероучение древлеправославных старообрядцев-старопоморцев (федосеевцев) в соответствии с приведенными выше критериями. Религиозное сознание – это сознание, основанное на вере в сверхъестественное, где главным является ощущение связи верующего с Богом, иными сверхъестественными существами, духами. Элементом религиозного сознания является религиозная идеология – система взглядов и представлений, отраженная в догматах, утверждений и предписаний. В данном случае, основываясь на сведениях об основах вероучения древлеправославных старообрядцев-старопоморцев (федосеевцев), систему составляют: Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов). Община действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в Кормчей Книге (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы 17 века, церковным Уставом. Кроме того, в систему вероучения старопоморцев (федосеевцев), входит обязательный для всех христиан признак вероисповедования – знание Символа веры и основных христианских молитв, которые обязательно должны знать все верующие. Религиозные институты. По причине отсутствия в мире канонически правильно рукоположенных древлеправославных священнослужителей и невозможности принятия в сущем сане священников неканонического рукоположения (каковыми старообрядцы федосеевцы считают всех священнослужителей не принадлежащих к их вероисповеданию) с конца 17 века они вынужденно не имеют епископов, священников и дьяконов. Каждая община выбирает себе наставника из числа наиболее уважаемых верующих, отличающихся твердыми убеждениями в исполнении правил и канонов, знаниями Священного Писания и Предания. Руководство богослужениями, совершение таинств (кроме таинств, которые могут совершаться только священнослужителями) и обрядов совершается духовными наставниками. По этой же причине старообрядцев старопоморцев (федосеевцев) часто называют «беспоповцами». Каждая община существует самостоятельно, однако в последнее время в данном религиозном течении наметилась тенденция к объединению отдельных общин в централизованную организацию с единым, коллегиальным центром управления. С этим фактом связано решение религиозной общины древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия с. Камышное Гирьянского сельсовета Беловского района Курской области зарегистрироваться как юридическое лицо. Религиозная деятельность как деятельность, в основе которой лежит культ, представлена следующим: - таинство крещения с полным погружением крещаемого в воду, когда происходит духовное рождение нового члена Церкви. Таинство покаяния, в котором член общины исповедует свои грехи для очищения совести (таинства совершаются духовными наставниками, избранными в общине и благословленными в соответствии с правилами старопоморской веры федосеевского согласия); - суточные и годовые богослужения в соответствии с религиозными праздниками календарного цикла, такими как Пасха, Двунадесятые и Великие христианские праздники, дни памяти святых и д.р.; - отправление религиозных треб и обрядов в соответствии с правилами старопоморской веры федосеевского согласия; - подготовка наставников и певчих, обучение религии и религиозное воспитание последователей на основе христианского мировоззрения; - соблюдение заповедей, молитвенного правила и постов. Религиозные отношения строятся на основе христианских заповедей Ветхого и Нового Заветов. Общины старопоморской веры федосеевского согласия с уважением относятся к семье и браку. Церковь учит, что христианин должен любить своих ближних и заботиться о них, почитать родителей, уважать супруга, ответственно относиться к рождению и воспитанию детей, творить дела милосердия. Старопоморская вера федосеевского согласия признает за своими последователями право на сознательное безбрачие. Таким образом, древлеправославие старопоморского (федосеевского) согласия во всем комплексе представляется как религия, а объединения её последователей, исповедующих эту религию – религиозными объединениями. Вопрос 2. Достоверны ли сведения об основах вероучения Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» и соответствующей ему практики, представленной в документах организации. Вероучение и соответствующая ему практика является лишь частью религии, критерии которой описаны в ответе на предыдущий вопрос. В данном случае имеет смысл говорить о том, что религию, исповедуемую Местной религиозной организацией «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия», можно считать аутентичной вероучению древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия. В распоряжение Экспертного Совета был предоставлен подписанный Т.Г. Мышкиной документ «Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия». Сравнение пунктов документа, рассказывающего о вероисповедании, истории общины, таинствах и обрядах, религиозной практике и религиозных отношениях, позволяет сделать вывод, что данное описание в общем и целом соответствует описанию обрядов из других источников о религии древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия. Также члены Экспертного Совета выезжали в с. Камышное Гирьянского сельсовета Беловского района Курской области для личного ознакомления с деятельностью Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия». В ходе поездки члены Экспертного Совета встретились с руководителями и членами общины, посетили молельный дом, ознакомились с деятельностью религиозной общины. В беседах с Гришаевой Евгенией Валерьевной, Польской Светланой Николаевной, Мышкиной Тамарой Григорьевной, Мышкиным Никитой Кузьмичем и Карандашевой Людмилой Алексеевной выяснилось, что община в своей деятельности руководствуется Священным Писанием (каноническими книгами Ветхого и Нового Заветов) и Священнным Преданием (учением Святых апостолов, Святых вселенских и поместных соборов, Святых отцов). Община действует в соответствии с каноническими правилами, изложенными в Кормчей Книге (Номоканоне), постановлениями Поместных соборов Русской Православной Церкви, принятыми до церковной реформы 17 века, церковным Уставом. Верующие общины знают Символ веры и основные христианские молитвы, исполняют посты, религиозные обряды и церемонии. В распоряжение Экспертного Совета предоставлена копия Устава Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия», утвержденного учредительным собранием общины 30 августа 2012 года и подписанного председателем общины Е.В. Гришаевой. Текст данного Устава не расходится с установлениями вероучения древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия, которое позволяет своим последователям объединяться в религиозные общины для удовлетворения религиозных потребностей, обучения религии и её распространения. Таким образом, представленные для проведения экспертизы документы «Сведения об основах вероучения и соответствующей ему практике Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» и «Устав Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» аутентичны вероучению древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия. Вопрос 3. Соответствует ли Организация требованиям пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26.09.1997 № 125 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Пункт 1 ст. 6. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» отмечает, что религиозным признается добровольное объединение граждан, «образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: - вероисповедание; - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Исходя из предоставленных на экспертизу документов, проведенного и вышеизложенного исследования по первому и второму вопросам, все эти признаки присутствуют в вероучении и религиозной практике Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия». Таким образом, деятельность религиозного объединения Местной религиозной организации «Камышанская община древлеправославных христиан старопоморского (федосеевского) согласия» соответствует требованиям п.1 статьи 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

04 декабря 2012 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).