Вы здесь

Обобщение информации о нарушениях, которые явились основанием для внесения предписаний по результатам проведенных проверок деятельности органов ЗАГС, поступившей из территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) были подготовлены письма в территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации о предоставлении информации в порядке обмена опытом о нарушениях, которые явились предметом предписаний в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, поступившая информация обобщена.
По состоянию на 19.11.2012 в адрес Управления поступила информация по вышеуказанному вопросу из Главных управлений Минюста России по Москве, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, по Республике Алтай, Бурятия, Дагестан, Калмыкия, по Карачаево-Черкесской Республике, по Республике Коми, Мордовия, Татарстан, по Удмуртской Республике, по Республике Хакасия, Управлений Минюста России по Амурской, Астраханской, Брянской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Курганской, Липецкой, Магаданской области и Чукотскому автономному округу, Омской, Орловской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Тамбовской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской, Ярославской областей, по Алтайскому, Забайкальскому, Камчатскому, Красноярскому, Пермскому краям.
В соответствии с пунктом 63 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.10.2010 № 241 (далее – Административный регламент), основанием для внесения предписания органу, осуществляющему государственную регистрацию актов гражданского состояния, являются нарушения законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, отраженные в акте проверки.
Как следует из информации, в вышеуказанных территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в связи с отсутствием критериев оценки выявляемых в ходе проверок нарушений с целью принятия решения о внесении предписания об устранений нарушений законодательства Российской Федерации сформировалась различная практика.
Так, в практике деятельности Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области и по Республике Хакасия предписания об устранении нарушений в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния не вносились.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области вносились предписания в случае выявления хотя бы одного нарушения законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В остальных вышеуказанных территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в качестве основных нарушений действующего федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, явившихся основаниями для вынесения предписаний, послужили следующие нарушения.

I. Нарушение порядка государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения юридически значимых действий:

– несоблюдение места государственной регистрации актов гражданского состояния;
– государственная регистрация рождения производилась не в день обращения заявителей (заявителя);
– заключение брака лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, производилось на основании распоряжения начальника управления образования муниципального образования, не располагающего данным полномочием;
– государственная регистрация актов гражданского состояния производилась на основании судебных актов, оформленных с нарушением установленного порядка (отсутствие в судебном акте печати, отметки о вступлении в законную силу);
– государственная регистрация акта гражданского состояния произведена на основании отсканированной, факсимильной копий судебных актов (без предъявления оригиналов);
– государственная регистрация расторжения брака по заявлению одного из супругов, в случае, когда другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, произведена органом ЗАГС без извещения управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга (а в случае его отсутствия – органа опеки и попечительства), опекуна недееспособного супруга, супруга, отбывающего наказание о поступившем заявлении о расторжении брака и дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака;
– государственная регистрация актов гражданского состояния, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния произведены на основании судебных постановлений (решения, приговора), не вступивших в законную силу;
– отсутствие перевода на русский язык и нотариального удостоверения верности подписи переводчика на документах, выданных компетентными органами иностранных государств и предъявленных для государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Российской Федерации;
– на документах, представленных гражданами иностранных государств, перевод сделан одним переводчиком, однако нотариусом удостоверена подпись другого переводчика;
– для государственной регистрации расторжения брака принято заявление о расторжении брака супруга, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, подпись которого нотариально удостоверена, без проставления апостиля компетентным органом иностранного государства, в котором этот документ был совершен;
– государственная регистрация рождения ребенка произведена по заявлению неуполномоченного родителями лица;
– государственная регистрация заключения брака с гражданином иностранного государства произведена без предоставления документа, подтверждающего отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака гражданином иностранного государства на территории Российской Федерации;
– отсутствие гербовых печатей органов ЗАГС на просьбах об оказании правовой помощи по истребованию с территории иностранных государств документов об актах гражданского состояния;
– государственная регистрация рождения найденного (подкинутого) ребенка произведена в отсутствие документа, выданного медицинской организацией, подтверждающего возраст и пол данного ребенка;
– принятие отдельных заявлений о заключении брака, на которых подлинность подписей обоих заявителей была засвидетельствована нотариально, что свидетельствует о том, что при подаче заявления о заключении брака не присутствовал ни один из заявителей;
– при государственной регистрации усыновления (удочерения) в актовой записи об усыновлении усыновителями указаны мать ребенка и её супруг, в противоречие предъявленному решению суда об установлении усыновления, согласно которому усыновителем является супруг матери. Кроме того, в графе 23 «Иные сведения и служебные отметки» актовой записи об усыновлении не указана фамилия матери ребенка после заключения брака и актовая запись подписана ненадлежащим заявителем;
– заявление о смерти принято органом ЗАГС от юридического лица, не уполномоченного подавать данное заявление;
– на основании решения суда об объявлении гражданина умершим, органом ЗАГС вместо первичной записи о регистрации смерти была составлена восстановленная запись акта о смерти;
– при государственной регистрации перемены имени, в делах о перемене имени отсутствовали копии актовых записей, ранее составленных в отношении заявителей и подлежащих изменению в связи с переменой имени;
– при перемене имени родителями ребенка, не достигшего совершеннолетия, не изменялись соответствующие сведения о родителях в записи акта о рождении ребенка и не выдавалось новое свидетельство о рождении ребенка;
– при государственной регистрации перемены имени не вносились изменения в записи актов гражданского состояния, ранее составленные в отношении лица, переменившего имя; не выдавались новые свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, с учетом изменений, внесенных в записи актов гражданского состояния в связи с переменой имени;
– лицу, желающему переменить имя, отказано в государственной регистрации перемены имени в связи с неполучением органом ЗАГС запрошенной копии записи акта о рождении, составленной компетентным органом иностранного государства;
– изменена фамилия либо отчество ребенка в записи акта о рождении на основании незаконно изданного постановления главы администрации муниципального района;
– государственная регистрация перемены имени лицу, достигшему возраста четырнадцати лет, производилась без согласия его родителей, усыновителей или попечителя;
– при приеме заявления о перемене имени, у заявителя истребованы не предусмотренные законодательством документы (справки с места жительства о составе семьи, автобиография и т.д.);
– при регистрации усыновления ребенка по решению суда, в резолютивной части которого указано об изменении даты рождения ребенка после усыновления, в записи акта об усыновлении дата рождения ребенка оставлена без изменения. Однако при внесении изменений в связи с усыновлением в актовую запись о рождении ребенка, дата рождения была изменена в соответствии с указанным решением суда;
– не выдано свидетельство на момент государственной регистрации акта гражданского состояния;
– в материалах дела о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния отсутствует копия актовой записи, подлежащая исправлению;
– не совершено юридически значимое действие (внесение исправлений), несмотря на то, что рассмотрено заявление о внесении исправлений в актовую запись и по результатам рассмотрения вынесено положительное заключение);
– исправления и (или) изменения в записи актов гражданского состояния вносились при отсутствии достаточного количества документов, подтверждающих наличие оснований для внесения исправлений и (или) изменений либо отсутствии указанных оснований вообще; не запрашивались копии актовых записей, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления в запись акта гражданского состояния.

II. Нарушения, касающиеся составления записей актов гражданского состояния и оформления книг регистрации актов гражданского состояния:

– в записи акта о расторжении брака, в случае расторжения брака в суде до 01.05.1996 указана дата прекращения брака, не соответствующая дате государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
– дата прекращения брака, указанная в записи акта о расторжении брака на основании решения суда (в случае расторжения брака в суде после 01.05.1996), не соответствовала дате вступления решения суда в законную силу (указывалась либо дата выдачи копии судебного решения либо вынесения судебного решения, либо сотрудники органов ЗАГС самостоятельно определяли необходимую дату);
– несоблюдение порядка составления актовой записи о расторжении брака при обращении за регистрацией расторжения брака одного из бывших супругов и внесения в нее дополнений при последующем обращении второго из них в этот же орган ЗАГС;
– сведения об отце ребенка внесены в актовую запись о рождении ребенка на основании актовой записи о заключении брака, в то время как ребенок родился до заключения брака родителей;
– после государственной регистрации установления отцовства в актовую запись о рождении ребенка не вносились или вносились не полностью сведения об отце ребенка;
– в запись акта о рождении не внесены соответствующие изменения на основании записи акта об усыновлении (удочерении);
– в записи акта об усыновлении (удочерении) не указано, что усыновители записываются родителями ребенка, при наличии соответствующего указания в резолютивной части решения суда об усыновлении (удочерении);
– при внесении сведений об отце ребенка в запись акта о рождении, составленную по заявлению матери ребенка, в случае, если отцовство не установлено, фамилия отца ребенка, указанная в графе 11 «сведения об отце ребенка» актовой записи о рождении, не соответствовала фамилии матери;
– отсутствие в актовых записях подписей заявителей;
– отсутствие в актовой записи о заключении брака сведений о возрасте лиц, вступающих в брак (одного из лиц), сведений о документе, подтверждающем прекращение предыдущего брака, реквизитов правового акта органа местного самоуправления о разрешении вступления в брак, лицам, достигшим возраста шестнадцати лет;
– неверное указание фамилии невесты в записи акта о заключении брака;
– отсутствие в актовых записях гербовой печати органа ЗАГС;
– указание в актовой записи о рождении нескольких оснований, имеющих значение для указания сведений об отце ребенка;
– в актовых записях о рождении отсутствовали сведения о документах, подтверждающих факт рождения ребенка;
– в записях актов о рождении неверно указывались сведения о месте рождения ребенка, отличные от сведений, содержавшихся в документе установленной формы о рождении, а также от места жительства отца и матери ребенка;
– при регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым, в актовую запись о рождении вносились сведения либо об уполномоченном медицинской организацией лице (ФИО) и юридический адрес организации, но не указывалось наименование самой медицинской организации, либо не указывался юридический адрес медицинской организации, представитель которой регистрировал рождение мертвого ребенка;
– нарушение требований к оформлению бланков записей актов гражданского состояния (актовая запись подписана специалистом органа ЗАГС с расшифровкой подписи фамилии руководителя органа ЗАГС; подпись руководителя органа ЗАГС в актовой записи не соответствует расшифровке подписи; в актовых записях отсутствуют расшифровки подписей специалиста и руководителя органа ЗАГС; при заполнении актовых записей допускались сокращения слов, помарки и подчистки, ошибки при указании в актовых записях сведений из документов, являющихся основаниями для государственной регистрации актов гражданского состояния, документов, удостоверяющих личность заявителей; качество пасты, чернил, красителя, используемых при заполнении актовых записей, не обеспечивают сохранность текста документов в течение установленного срока их хранения; отсутствовали подпись руководителя органа ЗАГС, внесшего исправление и печать; исправления в актовых записях выполнялись чернилами, не отличающимися по цвету от чернил, которыми были заполнены бланки актовых записей; исправления в актовые записи выполнялись с использованием корректора белого цвета; в актовой записи указаны сведения о внесении изменений, но изменения внесены не были; допускались необоснованные и не заверенные в установленном порядке исправления в актовых записях);
– внесение или невнесение в записи актов гражданского состояния сведений о национальностях заявителей, при отсутствии либо наличии указанных сведений в заявлениях на государственную регистрацию актов гражданского состояния;
– при перемене имени родителями не вносились изменения в актовые записи о рождении несовершеннолетних детей;
– в актовые записи о смерти вносились неверные сведения о причине смерти, а также сведения о национальностях умерших лиц, без предъявления документов, удостоверяющих их личности;
– неисполнение судебного решения об установлении факта государственной регистрации рождения;
– изменение фамилии матери в актовой записи о рождении ребенка производилось на основании актовой записи об установлении отцовства;
– в актовую запись об установлении отцовства, составленную на основании решения суда, вносились сведения об отце ребенка, не содержащиеся в решении суда об установлении отцовства (дата рождения, место рождения, гражданство, место жительства); невнесение в актовые записи об установлении отцовства сведений о месте жительстве заявителя;
– на основании извещений территориального органа Федеральной службы безопасности о факте смерти лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, производилось восстановление актовых записей о смерти, тогда как указанный документ является основанием для государственной регистрации смерти;
– при составлении записи акта о смерти на основании решения суда в графе 10 «место смерти» указано место смерти, не соответствующее сведениям, изложенным в решении суда;
– при выборе супругами фамилии после заключения брака супруг оставил свою добрачную фамилию, а супруга избрала фамилию, не являвшуюся ни общей фамилией супругов, ни добрачной фамилией супруги;
– при государственной регистрации расторжения брака по решению суда о расторжении брака, в актовую запись о расторжении брака были внесены сведения о фамилии супруги после расторжения брака, которая не являлась заявителем (регистрация расторжения брака произведена по заявлению бывшего супруга);
– при регистрации рождения ребенка, родившегося в течение 300 дней после расторжения брака, сведения об отце ребенка не внесены, фамилия ребенку присвоена по фамилии матери, отчество – по ее указанию;
– при разных фамилиях родителей фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записана в актовой записи о рождении по фамилии матери, без согласия отца;
– фамилия ребенка при государственной регистрации рождения записана производной от имени отца;
– запись акта об усыновлении составлена по заявлению одного из усыновителей, несмотря на то, что по решению суда усыновителями признаны два лица;
– несоответствие бланков записей актов гражданского состояния утвержденным формам (отсутствие графы «специалист»);
– внесение в записи актов гражданского состояния не предусмотренных законодательством сведений (в записи актов о заключении брака вносились подписи свидетелей);
– внесение в запись акта о перемене имени сведений о фамилии, имени, отчестве лица до перемены имени (графы 1–3), которые не соответствуют данным заявителя;
– в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, составленную из первых экземпляров актовых записей, помещен второй экземпляр записи акта гражданского состояния;
– нарушение требований к оформлению книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые записи не сформированы в книги государственной регистрации актов гражданского состояния; актовые записи сформированы в книги государственной регистрации актов гражданского состояния не в пределах одного календарного года; книги государственной регистрации актов гражданского состояния сформированы с нарушением хронологии актовых записей, не пронумерованы и не скреплены печатью органа ЗАГС, заверительные надписи в конце актовых книг удостоверялись не руководителем органа ЗАГС; при формировании книги государственной регистрации актов гражданского состояния отдельные актовые записи вшиты в книгу обратной стороной; информация о книгах государственной регистрации актов гражданского состояния не включена в опись архивного фонда; в актовые книги подшиваются свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, решения судов, медицинские свидетельства о рождении, медицинские свидетельства о смерти и иные не требуемые документы);
– в книге государственной регистрации актов гражданского состояния отсутствует запись акта гражданского состояния;
– в книге государственной регистрации актов гражданского состояния, собранной из первых экземпляров актовых записей, находятся вторые экземпляры или два первых экземпляра актовой записи;
– сведения о прекращении брака и реквизиты выданных повторных свидетельств о заключении брака указываются на лицевой стороне актовой записи о заключении брака и затрагивают ее текст, а не изложены в предусмотренной для этих целей графе «Иные сведения и служебные отметки»;
– при выдаче повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния их реквизиты вносили не в предусмотренную для этих целей графу «Иные сведения и служебные отметки», а в графу «Выдано свидетельство», при этом вычеркивался номер свидетельства, выданного ранее, данное исправление не оговаривалось и отсутствовало указание на то, что выдано повторное свидетельство

III. Несоблюдение требований к оформлению заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния:

– отсутствие подписей заявителей;
– отсутствие сведений, предусмотренных формой заявления (в заявлениях о заключении брака не указывались сведения о расторжении предыдущих браков, при их наличии; в заявлениях об установлении отцовства не указывались сведения о документах, удостоверяющих личности заявителей и место их жительства);
– сведения, указанные в заявлениях о государственной регистрации актов гражданского состояния не соответствуют сведениям, указанным в документах, удостоверяющих личности заявителей (место рождения, гражданство);
– в заявлении о переносе назначенной даты государственной регистрации заключения брака отсутствует подпись одного из лиц, вступающих в брак и дата подачи заявления;
– в заявлении о расторжении брака по решению суда, поданном одним из бывших супругов, указаны сведения не только о заявителе, но и о другом супруге, расторгающем брак, в том числе фамилия, присваиваемая другому супругу после расторжения брака;
– на основании записи акта об установлении отцовства изменены сведения о гражданстве матери в записи акта о рождении ребенка.

IV. Нарушение учета выдачи бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния:

– выявлены разночтения при указании реквизитов выданных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в актовых записях с журналами учета и выдачи бланков соответствующих свидетельств;
– ошибки при указании в журнале выдачи и учета бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния даты выдачи свидетельства.

V. Нарушение требований к размеру и порядку уплаты государственной пошлины:

– несоблюдение срока уплаты государственной пошлины (государственная пошлина за регистрацию акта гражданского состояния, совершение юридически значимого действия уплачена после подачи соответствующих заявлений);
– государственная пошлина уплачена на счет муниципального образования, а не на счет администратора – территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации;
– при расторжении брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, государственная пошлина за расторжение брака принималась одной квитанцией вместо двух;
– за получение повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина была уплачена в меньшем размере, при отсутствии у заявителя льготы, предусмотренной налоговым законодательством;
– заявители не освобождались от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
– заявитель необоснованно освобожден от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;
– платежные документы об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и юридически значимые действия принимались от лиц, не являвшихся заявителями;
– государственная пошлина за регистрацию акта гражданского состояния уплачена в большем либо меньшем размере, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации размера государственной пошлины.

VI. Нарушение установленных сроков:

– государственной регистрации заключения, расторжения брака (государственная регистрация заключения брака производилась с превышением установленного общего двухмесячного срока, а регистрация расторжения брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих детей, детей не достигших совершеннолетия - до истечения установленного месячного срока);
– передачи сведений в налоговый орган о фактах государственной регистрации рождения и смерти физических лиц;
– направления сообщений о внесении исправлений или изменений в записи актов о рождении в связи с установлением отцовства в орган социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка;
– направления сообщения об исправлении или изменении, внесенном в запись акта гражданского состояния, в орган записи актов гражданского состояния по месту хранения второго экземпляра соответствующей записи акта гражданского состояния и в территориальный орган федеральной миграционной службы по месту жительства заявителя;
– для сообщения органами ЗАГС военным комиссариатам сведений о внесении изменений в акты гражданского состояния и о перемене имени граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
– рассмотрения заявления о перемене имени, о внесении исправлений, изменений в записи актов гражданского состояния.

VII. Иные нарушения:

– сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставлены по запросу органа, неуполномоченного на их получение;
– нарушение порядка изменения срока государственной регистрации заключения брака (государственная регистрация заключения брака производилась до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака без уважительных причин, подтверждающих документов; изменение даты государственной регистрации заключения брака без наличия совместного заявления от лиц, вступающих в брак);
– в органы миграционного учета не направлялись сведения о факте регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;
– актовая запись о расторжении брака составлена на основании решения суда иностранного государства о расторжении брака, которое по законодательству соответствующего иностранного государства являлось окончательным и не требовало последующего оформления государственной регистрации расторжения брака в органах ЗАГС, а в соответствии с международным договором признавалось действительным на территории Российской Федерации;
– разглашение сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния;
– оформление и направление органом ЗАГС запроса об истребовании повторного свидетельства о регистрации акта от имени лица, не имеющего право на получение указанного свидетельства;
– отсутствуют документы, подтверждающие направление органом ЗАГС извещений о внесении исправлений и изменений в запись акта о рождении ребенка в связи с установлением отцовства в орган социальной защиты населения по месту жительства матери ребенка;
– не уведомление органом ЗАГС заявителей о выполнении их запросов по истребованию повторных свидетельств (справок) о государственной регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств;
– помещение архива для хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния не изолировано от рабочего кабинета, архивные дела хранятся на металлических стеллажах;
– в постановлении органа местного самоуправления о разрешении вступления в брак использована неправильная формулировка: «О разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста» вместо «О снижении брачного возраста».

По результатам обобщения необходимо отметить, что при решении вопроса о внесении предписания, территориальные органы Минюста России, как правило, оценивали в совокупности результаты проведенных проверок.
Во внимание принимались количество нарушений действующего законодательства, их значимость, возможность устранения, общее состояние дел проверенного органа ЗАГС, а также невыполнение рекомендаций по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок деятельности органов ЗАГС.
Среди основных критериев, которыми руководствовалось большинство из названных территориальных органов Минюста России при внесении предписаний об устранении нарушений федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, можно выделить следующие:
1. Нарушения прав граждан в результате неправомерных действий сотрудников органов ЗАГС.
2. Системность. В ходе проверки должны быть выявлены системные нарушения различных норм федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: Налогового кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.11.1997 № 143 «Об актах гражданского состояния», Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 432.
3. Многократность нарушений. Данный критерий позволяет вывести из круга рассмотрения нарушения, допущенные по причине невнимательности сотрудников органов ЗАГС. Однако невнимательность сотрудников органов ЗАГС, проявляющаяся многократно при осуществлении своей деятельности, также учитывалась территориальными органами Минюста России при принятии решений о внесении предписаний.
4. Повторность. При принятии решений о внесении предписаний учитывались результаты предыдущей проверки аналогичного органа ЗАГС. Допущение повторных нарушений являлось веским основанием для внесения предписаний.
5. Невозможность устранения выявленных нарушений в ходе проведения проверки.
Практически всеми территориальными органами Минюста России осуществляется постоянный контроль за выполнением предписаний (анализируется информация, поступающая из органов ЗАГС о принятых мероприятиях по устранению выявленных нарушений, при необходимости запрашивается дополнительная информацию об устранении допущенных нарушений с тем, чтобы сделать вывод о проведенной органом ЗАГС работе, направленной на повышение качества услуг, оказываемых населению в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния).
В качестве профилактических мер, направленных на сокращение и предотвращение в дальнейшей деятельности органов ЗАГС нарушений федерального законодательства вышеуказанные территориальные органы Минюста России практикуют оказание органам ЗАГС консультативной помощи как в ходе проведения проверок, так и в рабочем порядке, а также инициирование обращений в территориальные органы Минюста России заинтересованных лиц (Управление Минюста России по Алтайскому краю).
Дополнительно к перечисленным профилактическим мерам Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области совместно с комитетом ЗАГС Курской области в текущем году внедрено в практику тестирование руководителей и сотрудников органов ЗАГС на знание федерального законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Тестовый материал, разработанный Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области совместно с комитетом ЗАГС Курской области включает в себя достаточно обширный круг вопросов из сферы гражданского, семейного, налогового законодательства, архивного дела, законодательства по рассмотрению обращений граждан.
Как показал первый этап проведенного тестирования, данная мера является эффективной стимуляцией для сотрудников органов ЗАГС к поддержанию своих профессиональных знаний на должном уровне.
В целом, проведенный анализ свидетельствует об эффективной деятельности территориальных органов Минюста России при осуществлении контрольных и надзорных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).