Вы здесь

Обобщение результатов проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Курской области, проведенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области в 2015 году

В соответствии с Планами основных организационных мероприятий Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области на первое, второе полугодия 2015 года, утвержденными приказами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области (далее – Управление) от  30.12.2014 № 183, от 29.06.2015 № 69, Планами работы отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (далее – отдел) на первое, второе полугодия 2015 года, утвержденными заместителем начальника Управления 30.12.2014, 30.06.2015, мною, ведущим специалистом – экспертом отдела М.В. Касьяновой, проведено обобщение результатов проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Курской области, проведенных в 2015 году.

В соответствии с Планами проверок органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Курской области, на первое, второе полугодия 2015 года, утвержденными  приказами Управления от 30.12.2014 № 183, от 29.06.2015 № 69 в период с 12.01.2015 по 31.12.2015 отделом проведены в полном объеме все проверки, запланированные на 2015 год, а именно проверена деятельность 7 органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Курской области: комитета ЗАГС Курской области, отделов ЗАГС администраций Сеймского округа г. Курска, Горшеченского, Кореневского, Конышевского, Тимского, Хомутовского районов Курской области (в 2014 году отделом проведено 10 плановых проверок).

Рамками проведенных проверок охватывался период деятельности                      с 01.01.2012 по 31.12.2014.

В ходе плановых проверок были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные вышеуказанными органами ЗАГС при осуществлении деятельности в указанный период.

 

  1. 1.    Федерального закона от 15.11.1997  № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон)

 

1. В нарушение абзаца 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона, в соответствии с которым бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния являются документами строгой отчетности:

– выявлены разночтения при указании реквизитов выданных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния в записях актов гражданского состояния с  журналом учета бланков соответствующих свидетельств (отделы ЗАГС администраций  Сеймского округа г. Курска, Горшеченского, Хомутовского районов Курской области).

2. В нарушение пункта 3 статьи 7 Федерального закона в записи акта гражданского состояния отсутствовала подпись заявителя (отделы ЗАГС администраций Горшеченского, Кореневского районов Курской области).

3. В нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона справка о рождении матери выдана дочери в отсутствие документального подтверждения права заявителя на получение указанной справки (отдел ЗАГС администрации Хомутовского района Курской области); повторное свидетельство о рождении лица, достигшего ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия, выдано его родителю при отсутствии правовых оснований для выдачи (отделы ЗАГС администраций Горшеченского, Конышевского районов Курской области).

4. Нарушение статьи 12 Федерального закона в части выдачи адвокату копии записи акта о регистрации акта гражданского состояния, составленной в отношении доверителя (комитет ЗАГС Курской области).

5. Нарушение пункта 1 статьи 29 Федерального закона в части невнесения в запись акта о заключении брака сведений о месте жительства одного из лиц, заключивших брак (отдел ЗАГС администрации Сеймского округа г. Курска).

6. В нарушение пункта 2 статьи 34 Федерального закона выявлены разночтения сведений о гражданстве супруги в записи акта о расторжении брака с заявлением о расторжении брака (отдел ЗАГС администрации Конышевского района Курской области).

7. В нарушение пункта 4 статьи 60 Федерального закона извещение о перемене имени направлено в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, раньше государственной регистрации перемены имени - в день составления заключения органа ЗАГС о перемене имени (отдел ЗАГС администрации Тимского района Курской области).

8. В нарушение пункта 1 статьи 67 Федерального закона в записи акта о смерти, составленной на основании решения суда об установлении факта смерти, причиной смерти было указано «по решению суда», однако решение суда является документом, подтверждающим факт смерти, реквизиты которого  вносятся в графу 12 записи акта о смерти (отдел ЗАГС администрации Конышевского района Курской области).

9. В нарушение пункта 2 статьи 76 Федерального закона, пункта 1.5. раздела 1 Условий хранения книг регистрации актов гражданского состояния и метрических книг в органах ЗАГСа, а также порядка передачи этих книг в государственный архив на хранение, утвержденных заместителем Министра юстиции СССР 27.02.1978                 № К-3-120 (действующих с учетом изменений, внесенных приказом Росархива                  № 38, Минюста РФ № 230 от 02.08.1999),  книги регистрации актов гражданского состояния, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, переданных в отдел накопления, обработки и хранения документов ЗАГС (архив ЗАГС) комитета ЗАГС Курской области в 2014 году, сформированы, укомплектованы, но не прошиты, отсутствуют оглавления книг, нумерация листов в книгах и заверительные надписи.

 

2. Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон)

 

В нарушение пункта 3 статьи 8 Федерального закона заявление гражданина о выдаче повторного свидетельства о рождении направлено по подведомственности  в  соответствующий отдел ЗАГС с нарушением семидневного  срока (комитет ЗАГС Курской области).

 

3. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) (далее – НК РФ)

 

1. В нарушение подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18. главы 25.3. НК РФ государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния уплачена после подачи в орган ЗАГС соответствующего заявления (отдел ЗАГС администрации Хомутовского района Курской области).

2. В нарушение  подпункта 2.2. пункта 2 статьи 333.27., абзаца 3 пункта 1 статьи 333.39. главы 25.3. НК РФ заявители не освобождались от уплаты государственной пошлины за внесение изменений в запись акта о рождении в случае дополнения отчества ребенка и места его рождения, если данные сведения не предусматривались формой записи акта о рождении на момент его составления, а также  за внесение изменений и (или) исправлений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств  в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния (отдел ЗАГС администрации Хомутовского района Курской области). 

 

4. Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 432         «Об утверждении правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее – Правила)

 

1. В нарушение пункта 17 Правил, в соответствии с которым  в случае если запись акта гражданского состояния восстановлена, ей присваивается порядковый номер с присоединением прописной буквы «В», к порядковому номеру первичной записи акта гражданского состояния, составленной на основании решения суда о признании лица умершим, ошибочно присвоена прописная буква «В» (отдел ЗАГС администрации Кореневского района Курской области).

2. В нарушение пункта 44 Правил в запись акта об установлении отцовства не были внесены реквизиты записи акта о заключении брака, фамилия матери после заключения брака при наличии указанных сведений в соответствующих заявлениях об установлении отцовства (отдел ЗАГС администрации Горшеченского района Курской области).

3. В нарушение пункта 46 Правил в записи акта о перемене имени подпись лица, переменившего фамилию, не соответствовала его фамилии, указанной в               графе 1 «Фамилия до перемены имени» (отдел ЗАГС администрации Горшеченского района Курской области).

 

Кроме вышеуказанных нарушений в ходе проверок были также выявлены:

 

– нарушение пункта 47 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 29.11.2011 № 412: на заявлениях о внесении изменений и (или) исправлений в записи актов гражданского состояния отсутствовали регистрационные номера заявлений (отдел ЗАГС администрации Горшеченского района Курской области);

– в заключении органа ЗАГС по делу о внесении исправления и изменения в запись акта гражданского состояния не была отражена просьба заявителю об изменении места рождения, указанная в соответствующем заявлении, а также принятое решение органа ЗАГС по данному вопросу (отдел ЗАГС администрации Горшеченского района Курской области);

 

– нарушение формы бланка записи акта о заключении брака, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 № 709: в разделе «она» записи акта о заключении брака отсутствовала подпись лица, заключившего брак, в подтверждение того, что обстоятельств, препятствующих заключению брака, указанных в статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации, не имеется (отдел ЗАГС администрации Хомутовского района Курской области);

–  разночтение  сведений о дате приема заявления об установлении отцовства и дате составления записи акта об установлении отцовства, указанных в заявлении об установлении отцовства со сведениями, внесенными в журнал учета заявлений о регистрации установления отцовства (отдел ЗАГС администрации Кореневского района Курской области);

– ошибка при внесении в  графу 4 «пол» записи акта о рождении сведений о поле ребенка - «женский» вместо «мужской» (отдел ЗАГС администрации Сеймского округа  г. Курска).

– предоставление государственной услуги по проставлению апостиля на повторном свидетельстве о рождении, подлежащем вывозу в  Литовскую Республику, что противоречит пункту 1 статьи 13 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21.07.1992, в соответствии с которым документы, выданные на территории одной из Договаривающихся Сторон составленные или засвидетельствованные судом или официальным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме  и заверенные печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без какого-либо иного удостоверения.

 

По результатам проведенного обобщения представляется возможным дать, в целом,  положительную оценку деятельности большинству из проверенных в 2015 году органов ЗАГС, в период с 2012 по 2014 гг.

Вместе с тем в 2015 году Управлением по результатам проведенных плановых надзорных проверок в двух случаях были внесены предписания  об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (отделы ЗАГС администраций Горшеченского и Хомутовского районов Курской области) (в 2014 году Управлением было внесено также 2 предписания).

Следует отметить, что это уже второй случай внесения предписания отделу ЗАГС администрации Хомутовского района Курской области  (в 2011 году Управлением  по результатам плановой проверки также было внесено предписание указанному органу ЗАГС).

Полагаем, что основными причинами нарушений, допущенных названными органами ЗАГС,  являются недостаточно высокий уровень  профессиональных знаний муниципальных служащих названных органов ЗАГС в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, а также несвоевременное изучение ими изменений действующего законодательства в указанной сфере.

В связи с этим рекомендуем комитету ЗАГС Курской области взять под особый контроль деятельность тех органов ЗАГС, по результатам проверки которых были внесены предписания.

Кроме того, в целях объективной оценки профессиональных знаний муниципальных служащих органов ЗАГС Курской области, выявления и устранения пробелов в знании законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, предлагаем комитету ЗАГС Курской области при составлении плана работы на 2016 год рассмотреть вопрос о проведении тестирования на знание законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в каждом из полугодий 2016 года.

Также предлагаем комитету ЗАГС по результатам тестирований предусмотреть проведение обучающих занятий с муниципальными служащими органов ЗАГС, показавших недостаточный уровень профессиональных знаний в своей деятельности с рассмотрением тех норм законодательства в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, которые вызывают теоретические споры и наибольшее затруднение в  правоприменительной  практике.

Отметим, что сотрудниками Управления в ходе проверок  проводилось устное консультирование муниципальных служащих всех вышеуказанных органов ЗАГС по вопросам правоприменительной практики, в том числе обращалось их внимание на то, что необходимо поддерживать свои профессиональные знания на должном уровне, своевременно и оперативно изучать изменения действующего законодательства, в том числе методические рекомендации, информационные письма Министерства юстиции Российской Федерации и судебную практику.

В соответствии с пунктом 77 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.11.2012 № 212 (далее – Административный регламент), информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки каждого из указанных отделов ЗАГС, направлялась в установленный срок председателю комитета ЗАГС Курской области для сведения и принятия мер, направленных на профилактику совершения нарушений действующего законодательства в деятельности органов ЗАГС Курской области, а информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки комитета ЗАГС Курской области направлена для сведения Губернатору Курской области А.Н. Михайлову.

В соответствии с пунктом 55 Административного регламента при проведении проверки уполномоченное лицо проводит опрос (анкетирование) населения об удовлетворенности услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, результаты которого отражаются в акте проверки.

В 2015 году  комиссией Управления в ходе проведения плановых проверок органов ЗАГС проведено анкетирование, в котором приняли участие 211 граждан (в 2014 году  в анкетировании Управления приняло участие 185 граждан).

Все респонденты дали положительную оценку деятельности указанных органов ЗАГС, отметив удовлетворенность предоставляемыми услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Предлагаю результаты проверок органов ЗАГС, проведенных в 2015 году, изложенные в настоящем обобщении, направить в комитет ЗАГС Курской области (с последующим доведением комитетом ЗАГС Курской области до сведения всех органов ЗАГС Курской области), а также обсудить в ходе рабочей встречи в форме «круглого стола» с комитетом ЗАГС Курской области и разместить в установленном порядке  на официальном сайте Управления в сети Интернет.

21 декабря 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).