Вы здесь

Правовая и антикоррупционная экспертиза

172ФЗ Об антикоррупционной экспертизе НПА

Постановление правительства № 96 Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА

Приказ Минюста России №77 Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы НПА и уставов

Приказ Минюста России №363 Об утверждении формы заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы

Приказ минюста России №66 Порядок ведения гос реестра независимых экспертов

Приказ Минюста России № 187 Об утверждении порядка работы по проведению антикоррупционной экспертизы НПА

 

 

Информация о результатах деятельности Управления по проведению правовой и антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

 

за 1 полугодие 2015 года

 

 

 

Во исполнение Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 31 мая 2012 года № 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области, в целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, проводится правовая экспертиза действующих законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Курской области.

 

Так, в 1 полугодии 2015 года в Управление для проведения правовой экспертизы поступил 681 нормативный правовой акт. Из них: 1 поправка к Уставу Курской области, 50 законов Курской области, 4 акта законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области – Курской областной Думы, 112 актов высшего должностного лица – Губернатора Курской области, 376 актов высшего органа исполнительной власти Курской области – Администрации Курской области, включаяакты Правительства Курской области, входившего в состав Администрации Курской области, 110 актов иных органов исполнительной власти Курской области.

 

Из 681 нормативного правового акта Курской области, поступившего на правовую экспертизу, признаны недействующими до проведения правовой экспертизы 18 нормативных правовых актов. В 1 полугодии 2015 года 653 нормативных правовых акта Курской области в установленном порядке прошли правовую оценку на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

 

По результатам правовой оценки 629 актов признаны соответствующими федеральному законодательству, в 24-х выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

 

Аналогичные показатели за 1 полугодие 2014 года: поступило – 665 нормативных правовых актов, проведена правовая экспертиза – 621 акта. По результатам правовой оценки 602 акта признаны соответствующими федеральному законодательству, в 19-и выявлены противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

 

Сравнительный анализ указанных статистических показателей свидетельствует об увеличении поступивших на правовую экспертизу НПА на 2,4% и увеличении прошедших правовую экспертизу нормативных правовых актов Курской области на 5,2%.

 

Классифицировать выявленные Управлением в 1 полугодии 2015 года в нормативных правовых актах Курской области нарушения федерального законодательства возможно следующим образом:

 

- нарушение федерального законодательства, предусматривающего осуществление государственного контроля (надзора) - 7 НПА;

 

- нарушение природоохранного законодательства – 3 НПА;

 

- нарушение налогового законодательства – 3 НПА;

 

- иные нарушения федерального законодательства – 3 НПА;

 

- нарушение законодательства о здравоохранении – 2 НПА;

 

- нарушение законодательства об образовании – 2 НПА;

 

- нарушение законодательства в сфере культуры и охраны объектов культурно наследия – 2 НПА;

 

- нарушение отдельных положений Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» – 1 НПА;

 

- нарушение жилищного законодательства – 1 НПА.

 

В 1 полугодии 2015 года приведены в соответствие с федеральным законодательством 14 нормативных правовых актов (1 - 2013 года, 10 – 2014 года, 3- 2015 года), в которых Управлением выявлены противоречия федеральному законодательству.

 

Кроме того, в отчетном периоде 2015 года Управлением получено 11 официальных писем отраслевых органов исполнительной власти Курской области о согласии с правовой позицией Управления, изложенной в экспертных заключениях на приказы отраслевых органов исполнительной власти Курской области, в которых в отчетном периоде выявлены противоречия федеральному законодательству, в связи с чем, в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования нормативные правовые акты, направленные на устранение выявленных противоречий.

 

Таким образом, по состоянию на 30 июня 2015 года не приведено в соответствие с федеральным законодательством 28 актов органов государственной власти Курской области (3 – 2013 года, 4 – 2014 года, 21 – 2015 года), в которых Управлением выявлены противоречия федеральному законодательству.

 

Результаты работы характеризуются следующими статистическими показателями:

 

- по состоянию на 30 июня 2015 года действует 28 незаконных актов из 597 областных актов, подлежащих приведению в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений, или 4,7%;

 

- по состоянию на 30 июня 2014 года действовало 36 незаконных актов из 553 областных актов, подлежащих приведению в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений, или 6,5%.

 

Таким образом, доля действующих незаконных актов по отношению к количеству выявленных органом юстиции снизилась на 1,8%.

 

Кроме того, доля нормативных правовых актов, в которых не устранены противоречия федеральному законодательству (28) относительно общего количества актов, находящихся в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область), (10407) составляет 0,26%.

 

Аналогичный показатель на 30 июня 2014 года составлял 0,39%.

 

Следовательно, доля нормативных правовых актов, в которых не устранены противоречия федеральному законодательству относительно общего количества актов, находящихся в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (Курская область), снизилась на 0,13%.

 

В 1 полугодии 2015 года во исполнение поручений Министерства юстиции Российской Федерации, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве проведено 7 мониторингов (обзоров) законодательства субъекта Российской Федерации в различных сферах правового регулирования, в том числе:

 

- обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере государственной гражданской службы;

 

- обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере профилактики экстремизма;

 

- обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере участия граждан в охране общественного порядка;

 

- обзор по результатам мониторинга законодательства Курской области, проводимого в целях выявления в нем положений, способствующих проявлению коррупции (проводится ежеквартально) и др.

 

 

 

 

 

В 1 полугодии 2015 года Управлением изучено 653 нормативных правовых акта Курской области на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, в ходе экспертной оценки которых коррупциогенные нормы выявлены в 12 нормативных правовых актах Курской области. Общее количество выявленных коррупциогенных факторов составляет – 16 факторов.

 

В целях устранения коррупциогенных норм, выявленных в указанных выше нормативных правовых актах Курской области, Управлением направлены в адрес руководителей отраслевых органов исполнительной власти Курской области отрицательные экспертные заключения с мотивированным обоснованием.

 

Также соответствующая информация об актах, содержащих коррупциогенные нормы, направлена в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве для обобщения и дальнейшего препровождения в Министерство юстиции Российской Федерации (последняя информация исх. № 46/02-19-1591 от 15.05.2015 г.).

 

В отчетном периоде 2015 года коррупциогенные нормы устранены в 17 нормативных правовых актах Курской области (2 – 2013 года, 11- 2014 года, 4- 2015 года), в которых Управлением выявлены коррупционные нормы.

 

Кроме того, в отчетном периоде 2015 года Управлением получено 4 официальных письма отраслевых органов исполнительной власти Курской области о согласии с правовой позицией Управления, изложенной в экспертных заключениях на приказы отраслевых органов исполнительной власти Курской области, в которых в отчетном периоде выявлены коррупциогенные факторы, в связи с чем, в настоящее время разработаны и проходят процедуру согласования нормативные правовые акты, направленные на устранение выявленных коррупциогенных факторов.

 

Таким образом, по состоянию на 30 июня 2015 года коррупционные нормы не устранены в 18 нормативных правовых актах Курской области (5 – 2013 года, 5 - 2014 года, 8 - 2015 года).

 

За 1 полугодие 2014 года Управлением изучен 621 нормативный правовой акт Курской области на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, в ходе экспертной оценки которых коррупциогенные нормы выявлены в 25 нормативных правовых актах Курской области, коррупциогенные нормы устранены в 17 нормативных правовых актах Курской области, не устранены в 48 нормативных правовых актах Курской области.

 

Сравнительный анализ приведенных выше данных свидетельствует об увеличении количества нормативных правовых актов Курской области, изученных на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции, на 5,2%, о снижении нормативных правовых актов Курской области, в которых выявлены коррупционные нормы, в 2,1 раза, о снижении количества нормативных правовых актов Курской области, в которых не устранены выявленные коррупциогенные факторы в 2,7 раза.

 

Кроме того, в 1 полугодии 2015 года Управлением изучено на предмет наличия положений, способствующих проявлению коррупции 200 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Курской области.

 

В результате проведения антикоррупционной экспертизы уставных документов коррупциогенные факторы не выявлены.

 

Аналогичные показатели за 1 полугодие 2014 года: изучено – 1 устав муниципального образования и 249 муниципальных правовых акта о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований на предмет наличия в них положений, способствующих проявлению коррупции, в ходе экспертной оценки которых коррупциогенные факторы не выявлены.

 

В 1 полугодии 2015 года Управлением по поручению Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством свидетельства независимым экспертам, аккредитованным в установленном порядке на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, не выдавались.

 

В 2010 году выдано 6 свидетельств, из них: 4 – физическим лицам, 2 – юридическим лицам. За 2011 год Управлением по поручению Министерства юстиции Российской Федерации выдано 6 свидетельств, из них: 3 свидетельства – физическим лицам, 3 свидетельства – юридическим лицам. В 2012 году выдано 2 свидетельства физическим лицам.

 

Таким образом, Управлением по поручению Министерства юстиции Российской Федерации выдано 14свидетельств независимым экспертам, аккредитованным в установленном порядке на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, из них:9 свидетельств – физическим лицам, 5 свидетельств – юридическим лицам.

 

Пунктом 10 Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установлено, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Министерством юстиции Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 52 указанного Административного регламента оригинал свидетельства об аккредитации направляется заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

 

Согласно данным, размещенным на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (www.minjust.ru) по состоянию на 30 июня 2015 года в государственный реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, включены 5 юридических лиц и 14 физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Курской области. Вместе с тем, по состоянию на 30 июня 2015 года в отношении 6 экспертов срок действия свидетельства об аккредитации окончен, а именно:

 

- Титова Г.А.;

 

- Попов В.В.;

 

- Кирсанова Е.О.;

 

- Пьяных С.Л.;

 

- Земельно-правовой фонд Курской области;

 

- Курская торгово-промышленная палата.

 

В целях взаимодействия и организации эффективного сотрудничества Управлением разработано Соглашение с независимыми экспертами о взаимодействии и взаимном информационном обмене. По состоянию на 30 июня 2015 года подписаны соглашения с 12 независимыми экспертами.

 

Предметом соглашений является обеспечение эффективного взаимодействия и взаимного информационного обмена между Управлением и независимыми экспертами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в сфере проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

 

В 1 полугодии 2015 года независимыми экспертами в адрес Управления представлено 6 экспертных заключений на нормативные правовые акты.

 

Анализ указанных экспертных заключений показал, что при проведении антикоррупционной экспертизы наиболее часто выявляемым коррупциогенным фактором является юридико-лингвистическая неопределенность.

 

Сведения о направлении указанных экспертных заключений независимыми экспертами в органы власти Курской области, принявших нормативные правовые акты, отсутствуют.

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).